Рахманинов — Чайковскому

С.В. Рахманинов с собакой Левко.

На стене портрет П.И. Чайковского, подарок ученицы Рахманинова Елены Крейцер. 1890-е

Когда я был молод, я был всецело под очарованием музыки Чайковского
(С.В. Рахманинов)

П.И. Чайковский. «Спящая красавица». Балет в 3 актах.

Переложение для фортепиано в 4 руки С.В. Рахманинова. Издание П. Юргенсона. Москва, 1891

«Чайковский ругает меня страшным образом за мое переложение. И совершенно резонно и правильно. Из всех переложений мое наихудшее» (Из письма С.В. Рахманинова к Н.Д. Скалон. 11 июля 1891)

Большая была ошибка, что мы поручили эту работу мальчику, хотя и очень талантливому. Не то, чтобы она была сделана небрежно; напротив, видно, что он обдумывал каждую подробность.
(П.И. Чайковский. Из письма А.И. Зилоти. 14 июня 1891)

С.В. Рахманинов. Элегическое трио «Памяти великого художника». Авторская рукопись. 1893

В рукописи указана дата начала работы над Трио– 25 октября, день смерти Чайковского

С.В. Рахманинов. Трио «Памяти великого художника». Исполняют Л. Оборин (фортепиано), Д. Ойстрах (скрипка), С. Кнушевицкий (виолончель). Запись 1963

С.В. Рахманинов. «Фантазия». Сюита №1 «Фантазия» для двух фортепиано.

Посвящена П.И. Чайковскому. Авторская рукопись. 1893

Чайковский со своей милой усмешкой сказал: «Чего только Серёжа не написал за это лето! И поэму, и концерт, и сюиту, и т.д. Я же написал только одну симфонию!
(Из письма С.В. Рахманинова Б.В. Асафьеву. 13 апреля 1917)

Программа первого исполнения оперы С.В. Рахманинова «Алеко».

Большой театр. Москва, 27 апреля 1893

Когда опера закончилась, Чайковский высунулся из директорской ложи и аплодировал изо всех сил. Опера, конечно, имела громадный успех. Несколько номеров бисировали
(С.В. Рахманинов. Воспоминания)

«Первое представление оперы С.В. Рахманинова «Алеко». Программа «Экспомузыка»

Билет на вход в Казанский собор в Петербурге на панихиду по П.И. Чайковскому. 28 октября 1893